В 2004 году 55-ю годовщину со дня основания отметил коллектив предприятия ОАО «Пензадизельмаш». Когда-то (более пяти десятков лет тому назад) на заболоченной, пустынной окраине города, появился новый промышленный пейзаж. В истории завода, как в капле ключевой воды, отразились трудные годы послевоенного становления многострадальной страны, тяжёлый период развития отечественных промышленных предприятий.
После окончания войны перед СССР встала серьёзнейшая задача — в наикратчайшие сроки ликвидировать её последствия (укрепить СА и Военно-морской флот, восстановить народное хозяйство). Поэтому 8 ноября 1948 г. Советом Министров СССР было принято постановление № 4176-1673сс, целью которого должно было стать строительство машиностроительного завода по выпуску главных судовых дизелей таких типов, как: 33Д, 37Д, 30Д для судов Военно-морского флота (морских охотников и подводных лодок). Этому заводу под кодовым названием «Завод № 243» суждено было появиться в г. Пенза.
С самого начала функционирования и до сегодняшнего дня завод был и остается единственным предприятием в стране, которое производит дизели типа Д50 мощностью от 1000 до 1200 лошадиных сил для водного и железнодорожного транспорта страны.
Завод начал строиться 1 июля 1949 г. строительным трестом №48 г. Пензы. Учитывая значимость завода в обеспечении обороноспособности страны, Министерством была проявлена забота о кадрах его ведущих специалистов. На должности руководителей цехов и инженерных служб в Пензу направлялись наиболее квалифицированные инженеры с других заводов отрасли.
31 мая 1954 г. состоялась первая пробная плавка металла, а уже к концу года был налажен регулярный выпуск чугунного литья.
Спустя два года завод № 243 переименовали в Пензенский дизельный завод.
Сборка первых двух судовых дизелей Д50С и работы (пуско-наладочные) по вводу оборудования в эксплуатацию начались весной 1957г.
28 августа1957 года стала выходить многотиражная заводская газета «Дизелист».
Дизельные двигатели, выпускаемые Пензенским заводом, предназначены для оснащения тяжелых маневровых тепловозов, которые эксплуатируются в системе МПС, на металлургических, горнорудных предприятиях, а также речных и морских судах различного назначения. Поэтому, как видно, спрос на продукцию чрезвычайно велик.
Дизель-генераторы используются в качестве стационарных и передвижных электростанций. Не обойтись дизелестроительной отрасли без использования турбокомпрессоров для наддува дизелей. Таких дизель-генераторов для судов речного и морского флота Пензенским дизельным заводом выпущено более 2200 единиц. Они установлены на двадцати семи типах судов различного назначения, например, на кораблях «Сергей Королев» и «Юрий Гагарин» (связанных с космическими исследованиями) и на пассажирском лайнере «Шота Руставели».
Для того, чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, Пензенский дизельный завод постоянно занимался осваиванием выпуска современных поколений дизелей.
В основной ассортимент дизельной продукции также входят эластичные муфты, масляные и водяные насосы, валоповоротные механизмы, антивибраторы и многие другие изделия, которые поставляются для комплектации дизелей типа Д100 (завод им. В. А. Малышева в г. Харькове) и типа 49 (завод им. В. В. Куйбышева в г. Коломна).
Пензенским дизельным заводом освоено производство и выпуск 112 модификаций разработанных СКБТ турбокомпрессоров десяти типоразмеров для девяноста двух типов газовых двигателей и дизелей, выпускаемых предприятиями отрасли дизелестроения.
С 1963 года продукция завода экспортируется в другие страны. Первая партия дизель-генераторов была отправлена в Республику Куба.
Восьми изделиям Пензенского дизельного завода присвоен Государственный Знак Качества. Всё это обеспечено усилиями коллектива, направленными на повышение качества и технического уровня продукции. Много раз Пензенские турбокомпрессоры и дизель-генераторы на ВДНХ СССР. Так, например, за внедрение в производство дизель-генератора 18ДГ, а также некоторого ряда модификаций турбокомпрессоров в 1973 г. заводу был вручен диплом ВДНХ.
Технический прогресс и передовые технологии способствовали выведению продукции завода на мировой уровень. В ноябре 1997 г. в Индии (г. Дели) на Международной выставке по малой энергетике пензенские дизелестроители составили серьёзную конкуренцию германскому концерну МАН.
За 55 лет своего существования дизельный завод выпустил свыше двадцати тысяч дизель-генераторов и более двухсот пяти тысяч турбокомпрессоров. Сейчас продукцию ОАО «Пензадизельмаш» можно встретить в шестидесяти странах мира, где она пользуется высокой репутацией и постоянным спросом