Автоперевозки являются неотъемлемой частью жизни современных людей. Повышенный спрос на разные виды товаров привёл к развитию грузоперевозок. На сегодняшний день самым перспективным направлением транспортного рынка России является рынок перевозок жидких грузов.
Для транспортировки и краткосрочного хранения жидких грузов промышленность выпускает специальные полуприцепы-цистерны. Их объём варьирует в широком диапазоне и у некоторых сосудов достигает 40 м³. Внутри емкостей расположены герметические отсеки (от 1 до 5), что необходимо для повышения безопасности, а также для одновременной перевозки разных видов жидких грузов. Соответственно изменяется и конструкция шасси – полуприцепы выпускаются в одно-, двух- или трёхосном исполнении.
Большое значение для качества автоцистерны имеет вид материала изготовления и его толщина. На рынке представлены сосуды из алюминиево-магниевых сплавов, низколегированной стали 09Г2С и нержавеющей стали разных марок. Некоторые образцы цистерн, предназначенные для перевозки химических агрессивных веществ, выпускаются из лёгкого стеклопластика.
Классификация полуприцепов-цистерн
Жидкие и насыпные грузы отличаются большим разнообразием видов:
- химические: нефтепродукты, газы в сжиженном виде, строительные смеси;
- пищевые: вода, напитки, зерновые продукты, шоколад, меласса.
Для перевозки каждого такого груза требуется полуприцеп-цистерна определённой конструкции. Например, современная химическая цистерна, предназначенная для перевозки щелочей, кислот, аммиака, пероксидов и прочих химикатов, выпускается с прочной и герметичной конструкцией, которая защитит перевозчика и окружающую среду от действия ядовитых, быстро окисляющих, легковоспламеняющихся химических жидкостей. Внутренняя поверхность ёмкости имеет специальное покрытие, предотвращающее возникновение реакций перевозимой жидкости с материалом цистерны. Запорная арматура сливной системы и наливных люков герметично закрывает ёмкость и полностью исключать попадание нежелательных веществ вовнутрь цистерны и непредвиденное проникновение химической жидкости в окружающую среду. Для защиты груза от перепадов температуры предусмотрена термоизоляционная прослойка корпуса цистерны, паровая рубашка или другое обогревательное и/или охладительное оборудование, а также система управления с датчиками давления, температуры, объёма жидкости.
Полуприцепы-цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов (топливозаправщики и бензовозы) производятся с герметичными перегородками, волнорезами, системой заземления для предотвращения воспламенения жидкого груза.
Большое влияние на конструкцию сосудов оказывают физико-химические свойства перевозимого груза. Например, нагрузки на шасси напрямую зависят от плотности жидкости. Характеристики насосного оборудования, в том числе скорость перекачивания продукта, определяются плотностью, вязкостью и электростатическими свойствами жидкости. В зависимости от давления насыщенных паров выбирается вид материала цистерны, вид насосов и дыхательных клапанов.